Святой спиридон житие

Святитель Спиридон Тримифунтский – чудеса и свидетельства

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.
После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь.
В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.
Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме).


О святителе Спиридоне, керкирцах и их дружеском, если можно так сказать, отношении к святителю; о местных колоритных традициях и необычном укладе тамошней жизни рассказывает автор цикла телефильмов «Жития святых» Елена Каретник.
– Елена, Вы ездили на Керкиру снимать фильм о святителе Спиридоне. Каким Вы увидели святителя Спиридона там, на его родине, и что Вас больше всего поразило?
– Прежде всего, хотелось бы отметить, что святитель Спиридон нам показался не просто персонажем из истории Православной Церкви. Перед нами он предстал как самый близкий и родной человек для тех людей, которые живут на острове. Островитяне общаются с ним, как со своим братом, другом; идут к нему за советом, помощью. И, мне так показалось, что никакое дело у любого жителя острова не происходит без участия святителя.

Так же люди просят о помощи, любой, даже самой малой. Прибегают дети. Я думаю, что даже с проблемой невыполненного домашнего задания! Школьники просят Спиридона помочь, чтобы в школе у них были какие-то успехи.
Одним словом, все, что ни происходит на острове, совершается с помощью святого Спиридона.
Что поразило сразу – это добрая тамошняя атмосфера, такая тихая, домашняя. Она не может просто взяться ниоткуда. И мы сами вернулись с острова немножко добрее, чем были. Может быть, потому, что, побывав там, ощутили доброту окружавших нас людей. Все там улыбаются друг другу, всегда готовы помочь.
Конечно, на острове совсем другой ритм жизни, с нашим не сравнить. Люди никуда не спешат, живут своими маленькими радостями и счастливы тем, что у них есть. Каких-то особенных глобальных потребностей, что меня особо поразило, у местного населения нет. Они радуются тому, как живут: тихо, спокойно, достаточно скромно. И не жалуются.
Греция ведь страна европейская. Ее так же, как и всех, коснулся мировой кризис, но люди не сетуют на жизнь. Они радуются солнцу, небу, морю, тому, что живут на этом свете. Возможно, это то православие, которое у греков в крови.
– На фотоснимках, которые ваша съемочная группа привезла с острова, видно, что Вы расспрашивали людей на улицах. И что, можно вот так подойти к любому, спросить о святителе Спиридоне и человек сразу станет о нем рассказывать? Не было такого, что людям нечего было сказать?
– Вы знаете, были только те, кто стеснялся камеры… А так все откликались, спешили рассказать о святителе, потому что это самое дорогое, что у них есть. И у каждого есть своя история. Рассказывали кто про исцеленную руку, кто про ногу, кто про сердце. Святитель Спиридон спасал даже от клинической смерти. Наша переводчица рассказывала, как, пока она стояла на молитве возле мощей святого Спиридона, ее отец вышел из состояния комы. Он лежал в больнице, и сказали, что уже умер. Они стояли, молились, и он вышел из этого состояния и прожил еще 30 лет.
Люди много разных историй рассказывали. Даже, может быть, на первый взгляд, совершенно невероятных! Один дедушка поведал историю о том, что всю жизнь был очень плохим человеком, ругался нецензурно. У его жены в комнате висела на стене икона святого Спиридона. И вот образ начал плакать! Жена ему сказала: «Видишь, ты так ругаешься, что плачет святитель Спиридон!» «И я с тех пор, – рассказал он, – перестал сквернословить».
Другой пожилой мужчина поведал, что ему лечили ногу, и, по прогнозам, он вообще уже не должен был ходить. А вот теперь ездит на велосипеде. Мы как раз его остановили, когда он ехал. Различных историй великое множество!
Есть такая традиция в Греческой Церкви в принципе, а здесь, на острове, мы ее увидели очень явно. На службе, которую возглавлял митрополит Керкиры, возле священника все время крутился мальчик лет восьми. Он так неадекватно себя вел, что за такое у нас в храмах детей выгоняют, наказывают. Но потом мы узнали, что этот ребенок болен психически, и его специально держат рядом возле священника в храме святого Спиридона в надежде на то, что святитель поможет ребенку, и тот выздоровеет.

Также там постоянно прислуживают, пономарничают дети с синдромом Дауна. Возможно, для нас это выглядит несколько неожиданно. Но это такая традиция: керкирцы надеются, что даже болезнь Дауна святой Спиридон одолеет.
– Слава Богу! Елена, если так явна помощь святителя Спиридона, может, он и вам «успел» чем-то помочь?
– Не люблю говорить о своих болезнях, но я ехала на остров с таким не очень приятным диагнозом, как миокардит – воспаление сердечной мышцы. Но ехала, точно зная, что тройной перелет и тяжелая дорога мне не повредят, потому что мой путь лежал к святому Спиридону. Я была готова и очень верила, что у меня с сердцем все будет хорошо. И знаете, ни разу на острове я не почувствовала сердечной боли. Первое, о чем попросила святителя Спиридона, чтобы он помог мне с моим больным сердцем. Я вернулась домой и пока никакого дискомфорта не чувствую.
А еще я приехала на остров с температурой 390С. И очень переживала, что «завалились» мои съемки, придется сидеть в трех одеялах и запивать горячим чаем аспирин с анальгином. Но сразу по прибытии я пошла в церковь, приложилась к мощам святого Спиридона. И такое удивительное ощущение – на следующее утро встала совершенно здоровой! Температуры не было, хотя обычно она у меня держится неделю. А тут раз – и все.
Я была на ногах всю неделю. Думаю, что без святителя не обошлось.
Побывав на острове, могу смело сказать, что святой Спиридон действительно помогает, это не сказки местных жителей и не мифология. Многие не верят в чудеса. Все-таки мы люди из достаточно жесткого мира. Например, наш оператор Игорь Кривонос по своей первой специальности физик-ядерщик. И для него тоже, наверное, сложно было вот так сразу поверить, что Спиридон помогает. Но он увидел реальную помощь людям, увидел этих людей, которые приходят и рассказывают удивительные случаи из своей жизни, увидел их глаза и уезжал с острова, абсолютно поменяв свое отношение к чудесам.
– Удалось ли Вам отыскать какие-то интересные факты из жизни святителя или традиции его почитания?
– Как я уже говорила, мощи открывают два раза в день. Ноги святителя обуты в бархатные сапожки или ботиночки, и к ним можно приложиться. Те, кто хотят выздоровления, о чем-то просят, оставляют маленькие медальоны, – приношение или благодарение за то, что получили исцеление, например, ноги или глаз. И вот серебряная ножка или серебряный глаз с красненькой ленточкой привязывается и оставляется прямо на мощах у Спиридона.
– Много там таких приношений?
– Неимоверное количество! Они и висят вокруг, и на стенах, и прямо лежат на мощах! Это памятные знаки в благодарность о том, что Спиридон помогает.
– Есть такая информация, что святителю меняют сапожки, потому что они стаптываются…
– Мы задавали этот вопрос. И местное духовенство, и настоятель храма, и смотритель мощей, с которым мы там познакомились и который все время находится при святыне, утверждают, что сапожки действительно стаптываются.
Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.

Говорят еще, что тапочки снашиваются оттого, что люди постоянно к ним прикладываются. Но я думаю, что чудо потому и чудо, что ему нет простого объяснения с материальной, физической точки зрения.

Предисловие

Святитель Спиридон Тримифунтский – удивительный святой, современник святителя Николая Чудотворца. Со временем почитание его в православном народе, а особенно на Руси, только возрастает. Открывается и издается все больше сведений и подробностей о жизни святителя, множатся чудеса по его молитвам и предстательству и все чаще с острова Корфу в православную Русь прибывают мощи святого, являя славу и заступничество его за нас пред Богом. Святитель Спиридон Тримифунтский – великий молитвенник, имеющий велие дерзновение ко Господу. Поэтому с таким благоговением и любовью приходит к нему народ. Жизнь его исполнена необыкновенной высоты и красоты, поражает силой чудотворения и одновременно изобилием любви – строгой, кроткой и назидательной. Был святитель «нестяжателен, кроток, любве ради вся терпяй, не постыдеся пещися и о стаде безсловесных овец», – читаем мы в акафисте. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Святой подавал больным исцеление, живущим в грехах – исправление и прощение, избавлял от засухи, голода и нужды, заботился о вдовах и сиротах, оказывал помощь в благополучном устроении земельных и имущественных дел. Святитель Спиридон, будучи кротким и милостивым помощником, при этом всегда был гонителем и искоренителем всякого греха, строгим и взыскательным владыкой. Слова его сбывались с такой точностью, что он наконец отказался даже произносить угрозы грешникам, чтобы не казаться причиной их бедствий. Родился он в простом звании и сохранял всю жизнь привычки и устои простого жития – трудился собственными руками, вместе с жителями работал в поле, пас стадо овец, как сказано в акафисте святому Спиридону: «Жизнь проводя в убожестве и нищете, нищим и бедным был еси питатель и помощник». При этом же мудрость была дарована ему Господом; мудрость такая, что и цари склоняли пред ним головы, что ответы его поражали вопрошающих: он умел одним намеком образумить грешника, спасти язычника, вернуть к истине заблудшего. Вот как восхвалял святого Спиридона в своем «Слове в неделю Фомину о добродетели» замечательный проповедник, уроженец острова Корфу, российский архиепископ Никифор Феотокис: «Ни знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ниже знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ниже другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона. Августейший кесарь и самодержец царь Констанций, бывший обладателем почти что всей вселенной, со скипетром в руках, с венцом на главе, с порфирою на раменах, припал к ногам Спиридоновым и тысячекратно их лобызал, омывая теплыми слезами, когда святой в царском доме очистил его от проказы. Какая другая есть честь большая сей? Какая другая слава превосходнее этой? Тогда повелел открыть пред ним сокровища царские, чтобы он из них брал себе, что хочет. Сам царь просил святого принять от него золото и драгоценные дары, ему приносимые. Когда же опять в Александрии он молитвою своею сокрушил идола, не припала ли к его ногам вся Александрия? Да и до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил? <…> Итак, в награду за добрую и похвальную вашу склонность поручаю я всех вас покровительству общего нашего заступника Спиридона. Я вижу его ко услышанию верных готовейшего и дерзаю верить в то, что он смиренное мое моление услышит. Как только он увидел, что народ кипрский в бедствии находится от бездождия и от смертоносной язвы, тотчас очистил воздух от вредительных паров и туманов и, как Илия, свел дождь с неба. Как только его попросили о прощении диакона, он в тот же час разрешение языка ему даровал. Лишь только припала к ногам его сирофиникиянка, он тотчас сына ее воскресил. Речное течение для друга своего остановил; змей в золото ради убогих превратил; из мертвых дщерь свою воскресил в утешение бедной вдове. Но оставляю я все древнее. Не готов ли он был моление ваше услышать, когда вы просили его о прогнании агарян, здешний остров окруживших? Не были ли мы услышаны им столько раз? Не утишил ли он землю от землетрясений, не прогнал ли окружившую нас моровую язву, не доставил ли пшеницу в хранилище чудным образом для прекращения бывшего у нас глада? <…> Поелику ты, знаменоносный и богодухновенный святителю Спиридоне, всякого слышишь, то я посвящаю заступлению твоему весь этот христоименитый народ. Умоли ты из мертвых воскресшего Господа и Фомою в сей день осязанного, да наставит их на истину Свою, утвердит во страхе Своем, покроет кровом Божественных крил Своих. Ей, Владыко Человеколюбче, умолен буди молитвами возлюбленного Своего иерарха Спиридона, ниспосли на них небесное Свое благословение и благослови их» .

Человеку, подавленному суетой, материальными нуждами, повседневными запросами и скорбями, святитель Спиридон указывает на возможность вознестись на небо. Этот путь становится очевидным из жития самого святителя, которое открывает перед нами множество событий и чудесных примеров, как выбрать истинно христианскую жизнь и, подобно святителю Спиридону, быть страннолюбцами, милостивыми к нуждающимся, не сребролюбивыми, ревностными в вере и строгом соблюдении церковного чина, в сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания.

Не забудем также молитвенно обращаться к святителю Спиридону, ибо многочисленны свидетельства, что каждый, кто приходит к святителю, получает благое прошение, не уходит без утешения, приобщается чистоте и милости его, напояется истинно всеобъемлющей любовью святителя Спиридона Тримифунтского.

Строганова Мария

Житие святителя Спиридона

Детство

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века (ок. 270 года) на острове Кипр, в деревушке под названием Аския (Ассья), недалеко от Тримифунта (Тримитусы). О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось достоверных сведений; известно только, что они были простыми крестьянами, а сам будущий святитель в детстве пас овец и коз (отчего на всех иконах его принято изображать в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев). Спиридон не получил никакого образования, но имел от природы здравый ум, светлую и добрую душу. Чистой и богоугодной жизнью он подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. Будущий святитель не отказывал никому в помощи. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимо больных и изгнания бесов. Благодать Божия, почивавшая на нем, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.

Начало служения

В молодости Спиридон женился на честной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Но семейная жизнь продолжалась недолго, жена святителя вскоре умерла. Когда супруги не стало, Спиридон не возроптал, но еще усердней стал служить Богу добрыми делами. В царствование императора Константина Великого (306–337) он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель Спиридон Тримифунтский не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. Он продал дом и все имущество, а вырученное от продажи раздал и до конца своих дней жил намного скромнее, чем далеко не самые богатые другие жители Тримифунта и его окрестностей, пас по найму овечьи стада и в дни страды выходил со жнецами на жатву. За непрестанную память о Боге и дела милосердия Господь наградил Своего верного служителя даром прозорливости и чудотворения. Особым даром святителя была власть над силами природы – по его молитвам прекращалась засуха – и на землю падали столь благодатные дожди, что после них народ собирал на удивление богатые урожаи. Если же начинались затяжные дожди, грозящие смыть труды земледельцев, Спиридон снова молился, и по милости Божией наступали погожие дни.

Чудесное покровительство

Однажды на Кипре было бездождие и страшная засуха, за которой последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Святой Спиридон, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу – и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками, и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней. Святой помолился опять, и дождь прекратился. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: богатый урожай дали нивы, покрылись плодами сады и виноградники и после голода было во всем великое изобилие.

Через несколько лет опять постиг страну голод. Богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах много хлеба и привезя его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить большую прибыль. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость – подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему: «Принеси плату, и я дам тебе, что хочешь» . Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и с плачем поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого. «Не плачь и не стенай, – сказал ему святой, – ибо Дух Святой говорит мне, завтра дом твой наполнится яствами, и ты увидишь, как тот, кто не захотел посочувствовать в твоей нужде и дать милостыню, вынужденно попросит тебя взять все без процентов» . Бедняк, думая, что святой сказал так только для того, чтобы его утешить, в печали пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошел сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Утром хлеботорговец бегал по всему городу и умолял всех, в том числе вчерашнего просителя, взять столько, сколько кто пожелает, лишь бы помочь спасти оставшееся зерно. Нуждающиеся приходили и собирали пшеницу, разнесенную потоками по дорогам, набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк. Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода. Но урок не пошел впрок, торговец не излечился от скупости.

Вскоре после наводнения другой крестьянин пришел к тому же самому богачу с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его. Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, говоря: «Не плачь, чадо, ведь ты христианин, но лучше надейся на Бога, и Он сотворит с тобой милость» . Наутро архиерей сам пришел к нему и принес прекрасное золотое украшение. Он отдал золото земледельцу и повелел отдать торговцу и взять за это у него зерно; когда же крестьянин соберет урожай, и у него будет излишек хлеба, то пусть он выкупит этот залог и принесет его обратно святителю. Бедный земледелец взял из рук святителя Спиридона драгоценность, возблагодарив Бога и святого, и поспешно пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и после жатвы тот земледелец отдал с лихвою богачу взятый хлеб, получив от него назад залог и отнеся его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца. Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул: «Господи мой, Иисусе Христе, Творящий и Производящий все, Сделавший некогда жезл Моисея (Исх. 7: 10) змием на глазах фараона Египетского и слуг его, преврати и верни это украшение в его природный вид, в котором оно было изначально» . Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая, извиваясь, уползла в свою нору. Таким образом, сначала змея по молитве святого обратилась в золото, а потом так же чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния.

По зависти злых людей был оклеветан друг святого: без всякой вины тот был заключен в темницу, а потом и осужден на смерть. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было наводнение, и река на пути святого переполнилась водой, вышла из берегов и сделалась непереходимой. Чудотворец вспомнил, как Иисус Навин с Ковчегом Завета посуху перешел разлившийся Иордан (Нав. 3:14–17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал водам, как слуге: «Господь Бог говорит так: да остановится ваш бег, чтобы скорее спасся от смерти оклеветанный христолюбивый мой друг» . Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь – не только для епископа, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судье и известили его о приближении святителя и о том, что совершил он по дороге. Судья с почетом принял Спиридона и тотчас отпустил его невиновного друга.

Гостеприимство святого

Как большинство святых, чудотворец Спиридон предпочитал уединение. Но люди во множестве стремились к нему за исцелением, с просьбой помочь в нахождении потерянного имущества, за советом. Он же, по описанию жившего в X веке византийского агиографа, святого Симеона Метафраста, в добродетели гостеприимства был подобен патриарху Аврааму, Давиду – кротким нравом, Исааку – сердечной добротой и ни разу не отказал ни одному из приходящих. Однажды во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери омыть гостю ноги и накормить его. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как из-за строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить хранившееся в запасе к окончанию поста соленое свиное мясо. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1:15)» .

Архиерей Божий

За чистоту своего сердца уже здесь, на земле, святитель Спиридон был удостоен лицезреть Ангелов небесных. Они сослужили святому в храме. Епископ пришел в церковь к вечерне, но случилось так, что в храме никого не было, кроме церковнослужителей. Однако владыка повелел возжечь множество свечей и лампад, а сам встал перед алтарем. Началась служба и, когда епископ Спиридон возгласил: «Мир всем!», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему!» Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел: «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слышали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Однажды во время богослужения в лампаде закончился елей, и пламя стало угасать. Святитель огорчился, что погаснет лампада и нарушится стройный чин богослужения, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Бог, исполняющий желание боящихся Его, повелел лампаде переполниться елеем чрез края. Церковные служители принесли сосуды, подставили их под лампаду и наполнили их чудесно елеем.

Святитель на Первом Вселенском Соборе

О том, как велика была мудрость святого Спиридона, шедшая вослед Божественной Премудрости, свидетельствует историческое событие Первого Никейского Собора, созванного в 325 году, где императором Константином Великим и его сторонниками был посрамлен еретик Арий. Основным догматом христианства является данная через Божественное Откровение истина о Святой Троице. Первый Вселенский Собор был созван для того, чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. По мнению Ария, Христос был не Богом, а первым и совершеннейшим из сотворенных Богом существ. У Ария нашлось много сторонников. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве. Созыв Вселенского Собора стал огромным событием в жизни Церкви. Впервые встретились представители всех Поместных Церквей, чтобы обсудить важнейшие дела Церкви. На Соборе присутствовало 318 епископов. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе, а делегировал туда своих легатов – двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняло участие немало пресвитеров и диаконов. Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных Церковью в лике святых, в том числе святитель Николай, епископ Мир Ликийских, Иаков, епископ Низибийский, Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др. Прибыл на Собор и святитель Спиридон. Предание сохранило некоторые удивительные рассказы о том, что происходило с ним на пути в Никею.

«Когда святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, – рассказывал старец Варсонофий Оптинский, – то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

– Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина. Капуста хорошая, впору человеку есть, а лошадь не ест?

– Оттого, – сказал святой, – что лошадь чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты по той причине, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный Духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти» .

В другой раз, когда святитель Спиридон остановился на ночлег, ариане убили лошадей святого (отрубили им головы), на которых он ехал на Собор. Святитель повелел вознице приставить головы лошадей к туловищам, усердно помолился, и вскоре лошади ожили. Но возница торопился или допустил небрежность – встречные удивлялись, увидев на дороге белую лошадь с черной головой, а черную с белой.

Когда святой прибыл в порт, его по приказу ариан не пустили на корабль. Двенадцать арианских епископов опасались, что святитель убедит императора Константина в преимуществе православной веры перед арианской, к которой император склонялся, и уговорили его издать указ, запрещающий капитанам кораблей брать на борт епископа Спиридона. Когда ариане отплыли, святой снял свою монашескую накидку, положил половину ее на воду, а другую половину прикрепил к посоху в качестве паруса, и, встав на это сооружение, поплыл по волнам, и достиг Никеи раньше своих противников, которые очень изумились, увидев святителя на Соборе.

На Соборе на сторону Ария стали известные епископы: Евсевий Никомидийский, Марий Хал-кидонский, Феогний Никейский и др. Двое же из тех, кто отстаивал чистоту христианской веры, вызывали у еретически настроенных епископов особенное раздражение – святой Александр (тогда пресвитер и помощник Митрофана, патриарха Цареградского) и Афанасий Великий (в то время диакон Александрийской Церкви). Оба не были рукоположены в высокий сан, но превосходили по мудрости иных его носителей. Святой Спиридон же вообще почитался за человека простого и непригодного вести богословский спор. С соизволения императора на Соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками: мудрейший из них, Евлогий, выступил в защиту Ария и гордился своею особенно искусною речью, хитроумно отвечая на любой вопрос. Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось тем, что святитель Николай ударил своего собрата-клирика, и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева – епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.

Наконец, когда искусные речи еретиков полились неудержимым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как говорится в житиях, необразованный епископ Тримифунтский с просьбой выслушать его. Но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако святой Спиридон, зная, какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал: «Во имя Иисуса Христа, о философ, послушай».

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

«Един есть Бог, – сказал он, – сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание».

Затем, немного помолчав, святой спросил: «Не так ли и тебе всё это представляется, философ?»

Но Евлогий молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то божественная сила.

Наконец, он сказал: «Ты прав, старец. Я принимаю твои слова и признаю свою ошибку».

Затем философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог» . Впоследствии Евлогий отрекся от ереси и принял Святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Сотворив крестное знамение, он взял в правую руку плинфу, обыкновенный глиняный кирпич, и стиснул его: «Во имя Отца!» – и в это мгновение из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «И Сына!», – вниз потекла вода, – «и Святого Духа!» И, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. «Вот три стихии, а плинфа одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино» .

Таким чудесным доказательством епископ Спиридон объяснил арианам исповедуемое православными Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. Все поняли простую мысль: как в простой материи соединяются три естества – огонь, вода и земля, так и в Боге соединились Три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении, все прочие же вернулись к исповеданию Православия.

По некоторым сведениям святитель Спиридон вместе с другими одинадцатью епископами Кипра в 343 (344) году принимал участие в поместном Соборе в городе Сердике (нынешняя столица Болгарии София).

По окончании Вселенского Собора святителя Спиридона стали почитать и превозносить во всем православном мире. Однако он вернулся на Кипр, где желал со смирением продолжить исполнение своих пастырских обязанностей. В родном городе его ожидало печальное известие – пока святитель был на Соборе, умерла дочь его Ирина; время своей цветущей юности она провела в чистом девстве, являя целомудрие и удостоившись Царства Небесного. Между тем, к святому пришла одна женщина и с плачем рассказала, что она отдала его дочери Ирине на хранение некое золотое украшение и теперь не может вернуть его, так как Ирина умерла, и отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутый слезами женщины, святой Спиридон вместе со своими домашними пошел к могиле дочери. Затем, оказавшись будто не в склепе, а в покое живой дочери, он позвал ее во всеуслышание по имени, сказав: «Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе?» В ту же минуту голос из глубины могилы ответил: «Господин мой, в такой-то части дома находится вверенное мне золотое украшение». И она указала место, где было укрыто сокровище. Тогда святой сказал ей: «Упокойся снова, чадо, пока общий Владыка вместе со всеми не воскресит тебя» . На всех присутствующих при виде такого дивного чуда напал страх. А святой нашел в указанном месте спрятанное и отдал той женщине.

1. Никифор Феотокис (1731–1800), архиепископ, богослов и духовный писатель, один из образованнейших людей своего времени. Почти четверть века он трудился в России, последние 7 лет архиепископ Никифор был настоятелем Данилова монастыря в Москве, где и похоронен. 2. В русской рукописи – арианка; в житии святителя Димитрия Ростовского – язычница, не умевшая говорить по-гречески. 3. Все эти случаи взяты из жития святителя Спиридона. 4. Имеется в виду блокада турками Керкиры в 1715 г., когда остров был чудесно избавлен заступлением святителя Спиридона. 5. Симеону принадлежит переработка жизнеописания святого Спиридона по свидетельствам церковных историков IV – Y веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина. 6. Св. Митрофан – патриарх Константинопольский (315–325), св. Александр – его преемник, патриаршествовал с 325 по 340 годы. 7. Перипатетиками назывались последователи Аристотелевой философии. Эта философская школа появилась в конце IV в. до Р. X. и просуществовала около 8 веков; это философское направление впоследствии имело последователей и среди христиан. Свое наименование перепатетики получили от того, что основатель этой школы Феофраст подарил школе сад с алтарем и крытыми ходами (Перипатон – колоннады, крытые галереи).

Любовь к людям выше чудес

Жизнь святителя Спиридона известна нам не полностью, лишь фрагментарно. Но даже то малое, что известно, поражает могуществом силы и славы Божией, действовавшей через этого человека. По молитвам святого воскресали мертвые. Невероятное количество чудес было совершено этим дивным святым, и творятся чудеса поныне.

Любовь к людям выше чудес. А Церковь выше всего: выше политики и выше экономики. Главное – помнить об этом.

Люди же не готовы любить друг друга. А Господь объединяет нас всех. Мы объединяемся вокруг Христа. Не делить надо, а объединять. И святитель Спиридон не делил – он помогал не избранным, он помогал всем.

Греция молится о мире в Украине, о мире в сердцах людей. Православные во всем мире должны показывать свое единство, а не свое различие.

Идут гонения на православных, и мы должны сплотиться. Именно во времена гонений святитель Спиридон вступился за Истину и защитил свою веру.

Сегодня каждый может стать чудотворцем, оставаясь человеком и проявляя человеколюбие.

Архимандрит Алипий (Светличный):

Святитель Спиридон был сам чудом, явленным в мир во время гонений

Четвертый век от Рождества Христова. Что мы знаем о нем?

Масса событий, которые записаны в исторических анналах, дошли до нас. И у нас создается впечатление бурной жизни в то время, в котором, казалось, задействована вся изменяющаяся Римская империя.

Но мы забываем, что тогда не было интернета, не было компьютеров, телефонов, даже «отстойного» телеграфа! Новости распространялись медленно и мало касались жителей провинций, из которых и состояла Ойкумена.

Потому знойный остров Кипр оставался тихой гаванью для архаичных провинциалов. И только изредка их беспокоили новыми налогами и вербовкой в Римскую армию.

Кипр имел свое почти автономное управление, где проконсул – ставленник Сената, только дважды в год отчитывался перед императором, отдавая должные налоги. Жизнь острова не интересовала величие Города.

Но Кипр был совершенно необычным в ряду других островов и провинций Римской империи. Дело в том, что там с апостольских времен не прекращалось служение христиан. Гонения императоров почти не коснулись его. И только иудеи время от времени устраивали резню, поднимая бунт против христиан, которую проконсул успешно «усмирял».

От случая, когда Сергий Павел, проконсул Кипра, под впечатлением проповеди апостола Павла принял христианство, правители острова продолжали лояльно относиться к последователям Назаритянина. И это давало возможность христианам мирно жить в кипрских городах и селениях, оставаясь подданными Римской империи.

В такой среде рос будущий прославленный святой Спиридон.

С детства пребывал в традиционном послушании у своих родителей, как все мальчики (не только сельские, но и городские!) пас скот, работал на поле, носил в тяжелых водоносах воду домой. Пришло время – женился. Родились дети. Случилось, что супруга отошла ко Господу еще молодой, и Спиридон, овдовев, продолжил воспитывать детей. Он всю свою жизнь был сознательным христианином!

В древности кипрские храмы были открыты круглые сутки. Они были крайне аскетично оформлены, главным их достоянием была сама община христиан. Для Евхаристии священник приносил сосуды из дому. А люди приносили хлеб, вино, воду, масло в лампады. У епископа хранилось Священное Писание. И он торжественно его нес на богослужение в храм с предшествующим диаконом. Церковь вставала и приветствовала внесение Библии. С этого момента и начиналось богослужение. Все с нетерпением и любовью ждали своего епископа.

Потому воровать в христианских храмах было нечего – они были пусты. И в них можно было зайти в любое время для беседы с Богом. Позволительно было укрыться и от непогоды, чем часто пользовались пастухи. Поскольку в самих селениях тогда храмы воздвигались редко. Чаще всего их строили на околице, подальше от завистливой иудейской диаспоры и заносчивых язычников, взор которых оскорблялся бедной постройкой христианского святилища.

У входа в храм святителя Спиридона Тримифунтского, Керкира (о. Корфу, Греция)

Надо думать, что Спиридон часто посещал христианские собрания, был прилежным во время огласительных бесед. Ведь нам известно, что, оставаясь полуграмотным, он прекрасно знал наизусть Священное Писание и часто поправлял проповедников, когда те были неточны в цитировании.

Но особенно прославился он своей незлобивостью до простодушия, своим гостеприимством и приветствием странников, нищелюбием. Он был носителем света Небесного Иерусалима. И это не могло быть сокрытым от верующих города Тримифунта. Они после смерти своего епископа избрали Спиридона себе в нового архипастыря.

Сегодня многих удивляет и умиляет, что Спиридон, будучи епископом кипрского города, продолжал пасти скот.

Но в то время провинциальные архиереи не «важничали», не носили особых одежд. Они внешне ничем не отличались от обычных мирян.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского, Керкира (о. Корфу, Греция)

Когда гонения на христиан прекратились, им разрешили носить хитон с широкими клавами по сторонам, как римским гражданам. Но было и такое, что они оставались слугами в каком-то богатом доме. Или, как Спиридон, работягами и ремесленниками, наемными рабочими в обычной жизни.

Возможно, что у Спиридона и была фелонь, как плащ для путешественников и пастухов, но вряд ли она использовалась им для богослужебных собраний. Омофора, который появился у архиереев только в VI веке, у святого епископа Тримифунта не было точно. А вот плетенная из лозы шапка наверняка была любимой у него с детства. Еще в XIX веке подобные шапки встречались у кипрских пастухов.

Простец в быту, тем не менее участвовал в Первом Вселенском соборе. Известно, что император Константин, собравший епископов в Никею со всей Ойкумены, побеспокоился не только об их жилье и пропитании, но и об одежде для таких, как Спиридон. Пожалуй, тогда он чувствовал себя вельможей. Ведь архиереи приравнивались в правах к жрецам, а те были на содержании Рима, как чиновники высокого ранга!

Но святителя это не изменило. Он оставался непоколебим в своей убежденности, что христианство истекает от полноты Священного Писания, где несение Креста предлагается каждому следом за Спасителем. Потому епископ Тримифунтский оставался простецом, проповедующим – не только словом, но прежде всего поступками – любовь. И с этой любовью он не страшился выступить в защиту истины, отвергая ересь арианства.

Его паства запомнила Спиридона как чудотворца. Уже его ученик Трифиллий, который стал позже епископом Левкосийским, составил житие святителя, где описал известные всем на то время чудеса святого.

Но чудеса, которые сопровождали его жизнь, были только свидетельством того, что в христианском мире пребывал истинный подвижник и угодник Божий. Спиридон же был сам чудом, явленным в мир во время, когда явные гонения на христиан прекратились, но враг рода человеческого стал гнать Истину лукавыми ересями и расколами, противоборствуя Церкви Христовой.

Это было, пожалуй, более тяжелое испытание для Церкви, нежели мученический период. И Господь по Своему Промыслу даровал миру светочей веры, авторитет которых был незыблем ни в очах народа, ни в сердце правителей. Среди них с особой силой сиял святитель Спиридон Тримифунтский.

Потому и сегодня, через почти 1700 лет, мы особо чтим этого Божия угодника.

И остров Керкира, где в наше время почивают мощи святого Спиридона, стал одним из самых желанных для благочестивого православного сердца. Туда сотни тысяч христиан устремляются, чтобы облобызать священную реликвию – мощи свт. Спиридона Тримифунтского. Люди прибывают на этот греческий остров, чтобы явить свою любовь святому. А некоторые ищут по его заступничеству чуда. И ведь получают! Тысячи свидетельств, как святитель Спиридон помог страждущим!

Воистину: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31). И святые Его живые ходатаи за нас. Так что мы не одиноки в мире, который кажется безнадежным. Ободримся! Святитель Спиридон с сонмом святых умолит Господа и поможет нам преодолеть напасти. За нашу искренность, за наши молитвы с терпением.

Протоиерей Николай Данилевич, настоятель храма во имя свт. Спиридона Тримифунтского:

Маленькие чудеса великого святого

Самое большое чудо для меня, как настоятеля храма в честь свт. Спиридона – это постоянное присутствие святого: почти всегда наш небольшой храм полный, люди каются, люди преображаются. Мы обращаемся к святителю Спиридону с надеждой получить просимое. Когда мы чудесным образом это получаем, то это чудо меняет нас. И вот когда мы в душе меняемся, а не воспринимаем святителя как палочку-выручалочку, когда он помог, и мы забыли, а действительно меняем свою жизнь, — это и есть самое настоящее чудо.

Наш приход находится, образно говоря, под шапочкой святителя, под особым покровительством, мы это чувствуем каждый день – когда мы призываем святого в наших молитвах с просьбой о помощи в повседневных делах, о том, чтобы что-то сложилось в нашей жизни. У нас даже есть в приходе специальная книжечка, куда мы записываем чудеса, которые с помощью святителя происходили. Маленькие чудеса великого святого.

Расскажу один случай. Ходили в наш храм парень и девушка. Они оба, но по отдельности, особо усердно молились святителю Спиридону о том, чтобы помог им обрести свою половинку. И вот через некоторое время после того, как они съездили в паломничество на о. Корфу к мощам святителя, парень и девушка начали обращать внимание друг на друга, и сегодня они уже муж и жена.

Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского

Это была первая наша приходская свадьба. Весь приход радовался вместе с ними их счастью. Все мы знаем, как не просто найти друг друга в этой жизни. Это Божий промысел, когда две половинки в какой-то момент пересекаются. Эта тайна. Это чудо. И святитель Спиридон помог – чудо свершилось.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *