Чакры человека их значение

Чакры человека Описание Значение Характеристики

26 Ноябрь, 2016 Теги: Рейки, чакры, энергетические центры

ЧАКРА (санскр, букв. «круг», «колесо», «диск») — вращающийся вихрь энергии, находящийся в тонком теле человека.

Это своеобразный генератор, перерабатывающий энергию (Прана или Ци) из окружающего мира, усваивающий ее и перераспределяющий в зависимости от нужд человека.

Большую часть энергии для своего существования человек получает на тонком уровне.
Чакры образуют вокруг физического тела человека энергетическое поле, ауру.
Чакры являются связующим звеном между физическим телом и тонкими телами ауры.

Существует 7 основных чакр
Расположены они вдоль позвоночника, начиная от его основания и заканчивая макушкой головы.

Каждая чакра имеет 2 воронки, спереди и сзади позвоночника, диаметром около 20 см на расстоянии примерно 3 см от тела.
Узкое основание воронки располагается внутри тела вблизи позвоночника.
Спереди чакры вращаются по часовой стрелке, сзади — против часовой стрелки.

Существуют еще дополнительные чакры: чакры рук, ног, глаз и другие.

На физическом уровне чакры соответствуют основным нервным узлам, железам внутренней секреции и основным физиологическим процессам, таким как дыхание, усвоение или деторождение.
Чакры не являются физическими органами, врачи не могут работать с чакрами.

С точки зрения психологии чакры соответствуют основным аспектам жизнедеятельности: выживание, секс, сила, любовь, общение, восприимчивость и понимание.

С точки зрения философии чакры соответствуют основным первичным элементам: земле, огню, воздуху, воде, звуку, свету и мысли.

Если чакра начинает функционировать со сбоями, то необходимая энергия перестает поступать к соответствующим органам, сразу же ухудшается самочувствие человека.
Стабильно плохое функционирование чакры может привести к серьезным заболеваниям и депрессиям.

1-я чакра — МУЛАДХАРА

Расположение — Копчик. У мужчин — в основании позвоночника. У женщин — между яичниками.
Цвет — Красный.
Элемент — Земля.
Звук — Лам.
Планеты — Земля, Сатурн.
Животное — Слон.
Тело человека — Физическое тело.
Психологические функции: выживание, заземление. Инстинкты, основа психики. Жизнь и здоровье физического тела.
Части тела, органы: ноги, кости, толстая кишка.
Нарушение работы чакры: патологический страх, вспыльчивость, хроническая усталость, упадок сил. Разрушение эфирного тела. Отказ от восприятия реальности. Деление мира на 2 полюса — черное и белое. Поиск чуда и спасителя.
Болезни: болезни ног, простаты, мочевыводящих путей. Импотенция. Частые инфекционные болезни. Псориаз, сахарный диабет, анорексия, булимия, энурез. Понижение иммунитета. Остановка в физическом развитии.

Подробнее о чакре МУЛАДХАРА

2-я чакра — СВАДХИСТАНА

Расположение — Половая чакра. Находится на 4–6 см ниже пупка.
Цвет — Оранжевый.
Элемент — Вода.
Звук — Вам.
Планеты — Луна.
Животное — Крокодил.
Тонкое тело ауры — Эфирное тело.
Психологические функции: эмоции, сексуальность. Средоточие сексуальной энергии. Ощущение себя, своего пола, своих чувств. Способность радоваться жизни, строить отношения с противоположным полом, иметь стабильное настроение, выражать свои чувства. Моральные стандарты. Неудовлетворенные желания, вытесненные фантазии, душевные травмы.
Части тела, органы: матка, гениталии, почки, желчный пузырь.
Нарушение работы чакры: отрицание чувств, контроль над эмоциями, бесчувственность. Депрессивность, тревожность, перепады настроения. Нарушение половой идентичности, сексуальные проблемы. Ревность.
Болезни: расстройства питания, алкоголизм, наркомания, болезни мочеполовой системы, гомосексуализм, разврат, фригидность, бесплодие, сексуальные расстройства, психопатологии, заболевания почек.

Подробнее о чакре СВАДХИСТАНА

3-я чакра — МАНИПУРА

Расположение — Пупочная чакра. Солнечное сплетение. Находится на 5–7 см выше пупка.
Цвет — Желтый.
Элемент — Огонь.
Звук — Рам.
Планеты — Марс, Солнце.
Животное — Баран.
Тонкое тело ауры — Астральное тело.
Психологические функции: воля, физическая сила. Эмоции: страх, алчность, ложь, жестокость, ревность, коварство. Смешение чувств и эмоций и на выходе — конкретные действия.
Части тела, органы: ЖКТ, мочевыводящая система, все обменные процессы. Мышцы.
Нарушение работы чакры: рационализация в ущерб эмоциям. Вымещение злобы на других, честолюбие, гордыня. Косноязычность, неспособность формулировать и выражать свои мысли, самостоятельно действовать. Неспособность брать на себя ответственность, уход в детство.
Болезни: болезни ЖКТ, печени, почек. Ухудшение зрения. Слабоумие. Потеря памяти.

Подробнее о чакре МАНИПУРА

4-я чакра — АНАХАТА

Расположение — Сердечная чакра. Середина груди, грудина.
Цвет — Зеленый.
Элемент — Воздух.
Звук — Сам, ям.
Планеты — Венера.
Животное — Антилопа.
Тонкое тело ауры — Ментальное тело.
Психологические функции: любовь, сострадание, доброта, нежность. Терпимость, гармония. Умение принимать людей и самого себя такими, какие есть. Умение прощать. Безусловная любовь.
Части тела, органы: легкие, сердце. Система кровоснабжения. Ладони.
Нарушение работы чакры: депрессия, нежелание жить, одиночество. Нетерпимость, неумение любить себя и других. Обидчивость. Неспособность строить доверительные отношения, неспособность выражать свои чувства.
Болезни: болезни сердечно-сосудистой системы, легких, груди. Астма, гипертония.

Подробнее о чакре АНАХАТА

5-я чакра — ВИШУДХА

Расположение — Горловая чакра. Находится у основания горла.
Цвет — Голубой.
Элемент — Эфир/звук.
Звук — Хам.
Планеты — Меркурий, Нептун.
Животное — Олень.
Тонкое тело ауры — Каузальное тело.
Психологические функции: общение, коммуникабельность. Любовь к себе, обретение внутренней гармонии. Созидание, творчество. Потребность во внутренней свободе.
Части тела, органы: горло, рот, уши. Дыхательная система, легкие, артериальная кровь.
Нарушение работы чакры: комплексы неполноценности, чувство вины, неуверенность в себе, гиперзапреты. Неспособность высказать свое мнение. Подчинение другим, конфликтность. Погружение в себя, замкнутость, самоедство. Невозможность творческой реализации.
Болезни: болезни дыхательных путей, голосового аппарата, центральной нервной системы. Понижение слуха и зрения. Респираторные заболевания.

Подробнее о чакре ВИШУДХА

6-я чакра — АДЖНА

Расположение — Лобная чакра. Третий глаз.
Цвет — Синий.
Элемент — Свет.
Звук — Ом.
Планеты — Юпитер.
Животное — Филин.
Тонкое тело ауры — Буддхическое тело.
Психологические функции: воображение, создание зрительных образов, интуиция, ясновидение. Осознание космических законов. Уравновешенность эмоций и рассудка.
Части тела, органы: глаза. Шишковидная железа, гипофиз.
Нарушение работы чакры: нет равновесия между чувствами и разумом. Уход в мир грез, фантазий, спутанность сознания, бред, галлюцинации. Расстройство психики, отрыв от реальности.
Болезни: головные боли, ухудшение зрения и слуха. Психопатологии.

Подробнее о чакре АДЖНА

7-я чакра — САХАСРАРА

Расположение — Венечная чакра. Расположена на 1 см над теменем.
Цвет — Фиолетовый.
Элемент — Мысль.
Планеты — Уран.
Тонкое тело ауры — Атмическое тело.
Психологические функции: понимание, знание. Психика и связь с подсознанием. Подключение к всеобщему информационному полю Земли и Вселенной. Единение с Абсолютом. Проводник космических энергий.
Части тела, органы: кора головного мозга. Центральная и периферическая нервные системы.
Нарушение работы чакры: нет равновесия между чувствами и разумом. Уход в мир грез, фантазий, спутанность сознания, бред, галлюцинации. Расстройство психики, отрыв от реальности.
Болезни: головные боли, ухудшение зрения и слуха. Психопатологии.

Подробнее о чакре САХАСРАРА

Для улучшения работы чакр существуют разнообразные биоэнергетические техники, медитации.

Поделиться ссылкой:

Назад в каталог

История

Формирование представлений о чакрах

Современный взгляд на расположение чакр

Самые ранние упоминания о чакрах в контексте духовных практик можно найти уже в поздних древнеиндийских трактатах Упанишадах, в частности в «Йогататтва-упанишаде» и «Брахма-мандала-упанишаде», а также в некоторых Пуранах, а ещё в «Гхеранда самхите», «Хатха йога прадипике», «Шива самхите», «Шат чакра нирупане», «Амритабинду упанишаде», в Атласе тибетской медицины, в китайских трактатах по нейдан (внутренний эликсир), в японских боевых системах (хара, тен-шо). Основную роль в формировании концепции чакр и тесно связанной с ней концепции кундалини сыграли тантрические и йогические направления индуизма, главным образом — школы пашчимамная и йогини-каула (англ. Kaula).

Рецепция идеи на Западе

Концепция Ледбитера

В 1910 году была опубликована работа члена Теософского общества Чарльза Ледбитера «Внутренняя жизнь» (The Inner Life). В 1927 году увидела свет его же книга «Чакры».

Ледбитер не столько транслировал традиционные представления, сколько реконструировал их. Согласно Ледбитеру, чакры обладают объективным феноменальным существованием и доступны для экстрасенсорного восприятия. В то же время оригинальные тексты не содержат однозначных указаний на то, действительно ли это так, или же «лотосы» «создаются» йогином путём их визуализации в ходе медитативной практики.

Унифицирует Ледбитер и общее количество чакр, декларируя, что их 7. Хотя известны, описаны и не менее авторитетны системы, состоящие из 6, 8, 9 и другого числа «лотосов». По мнению религиоведа Олафа Хаммера, Ледбитер мог выбрать семёрку потому, что в Теософском обществе этой цифре придавали большое значение, а в «Шат-чакра-нирупане» было описано как раз 7 центров: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара.

Ледбитеру принадлежит несколько оригинальных утверждений о чакрах, которые впоследствии были растиражированы писателями движения нью-эйдж без указания авторства, и в результате приобрели статус аксиом. Вот некоторые из них:

  • чакры представляют собой воронкообразные водовороты, завихрения энергии в каждом из тонких тел человека (эфирном, астральном, ментальном и т. д.);
  • чакры связывают вышеупомянутые тонкие тела с физическим телом и служат передатчиками космической жизненной силы, необходимой для здоровья и благополучия индивидуума (из этого положения выросла популярная сегодня концепция балансировки и разблокирования чакр).

Концепция Вудроффа

В 1919 году издана «Змеиная сила» — объёмный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Книга включает в себя перевод двух поздних тантрических текстов и критический комментарий вышеупомянутой «Внутренней жизни» Ледбитера. Тексты, вошедшие в состав произведения, это «Шат-чакра-нирупана» («Описание и исследование шести телесных центров»), которое представляет собой часть 6-й Паталы «Шри Таттва Чинтамани» (труда, написанного свами Пурнанандой), и «Падука-панчака» («Пятеричное подножие Гуру»).

Подход Вудроффа к описанию «лотосов» принципиально отличался от концепции Ледбитера. Вудрофф тяготел к академизму и, в известной мере, к объективности изложения сведений из первоисточников. Хотя и отступал от них в том, что проводил явные параллели между чакрами и нервными сплетениями или железами (сегодня так продолжают делать — идея стала популярной).

Книги Вудроффа долгие годы служили источником фактического материала для всех, кто по тем или иным причинам интересовался теорией йоги и тантры, в частности для Мирча Элиаде и основателя аналитической психологии К. Г. Юнга.

Нью-эйдж

В конце 1960-х — начале 1970-х, по мере роста интереса к эзотерическим идеям и практикам в контркультурной среде, некоторые части учения теософов, в том числе их понимание чакр, интегрируются в развивающуюся идеологию движения нью-эйдж.

В 1977 году вышла книга Кристофера Хиллса «Nuclear Evolution: The Rainbow Body», в которой он представил свою систему взаимосвязей между 7 чакрами и 7 спектральными цветами (их символизм играет важную роль в учении Хиллса). «Радужная модель» получила огромную известность и, подобно идеям Ледбитера, приобрела статус аксиомы.

В конце 1980-х — 1990-х чакры становятся одной из самых популярных тем для эзотерических спекуляций и постепенно «выводятся» как из теософического, так и традиционного тантрического контекста, во многом превращаясь в штамп литературы жанра «помоги себе сам», в ярлыки для обозначения различных видов жизненного опыта, набор поименованных совокупностей (личностных качеств, эмоций, причин психологических проблем, болезней и т. п.), а также понятий, пришедших из совершенно разных культур и учений, исторически никак не связанных между собой.

XXI век

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Система чакр

Индуизм

Основные чакры

Муладхара

Муладхара-чакра с биджа-мантрой.

санскр. मूलाधार, mūlādhāra IAST: mūla IAST — «корень», «основа»; adhāra IAST — «фундамент», «базис», «опора». Чакра, расположенная в области промежности рядом с половыми органами («Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (пениса), на четыре пальца в ширину»).

Считается, что от муладхары отходят самые главные нади (сушумна, ида и пингала), а сама она является обителью Кундалини-шакти (рассматриваемой одновременно как богиня и энергия).

Символически изображается в виде малинового (согласно «Вивека-мартанде» — золотого) лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами va, śa, ṣa, sa IAST на них. В центре лотоса — жёлтый квадрат (эмблема элемента «земля») с биджа-мантрой (то есть семенной мантрой) laṃ, в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, — символ йони, называемый камарупа. В центре треугольника — сваямбхулингам («самовозникший», «никем не созданный» лингам), которого обвивает свернутая в три с половиной оборота спящая змея-Кундалини, светящаяся, как «яркая вспышка юной молнии», и закрывающая своим ртом вход в сушумну.

«Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на муладхаре, приобретает дардури-сиддхи („силу прыжка лягушки“). Постепенно он сможет оставить землю (и подниматься в воздух). Тело становится мощным, приходит свобода от болезней, одаренность и вездесущность. Йогин знает своё прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и <…> приобретает успех в мантрах.» Другие следствия медитации на муладхаре — совершенство речи и обретение счастья.

В шактистской тантрической традиции Шри Видья муладхара соотносится с основанием (квадратом, бхупуром) или же центром Шри Янтры.

Другие названия

  • В Тантрах: Адхара, Брахмападма, Бхумичакра, Чатурдала, Чатухпатра, Мулачакра, Мулападма.
  • В Упанишадах: Брахма, Мулаканда.
Свадхиштхана (Свадхистхана)

Свадхиштхана-чакра с биджа-мантрой

санскр. स्वाधिष्ठान, svādhiṣṭhāna IAST: sva IAST — «собственный»; adhiṣṭhāna IAST — «жильё»; буквально — «собственное жильё». Чакра, находящаяся приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (традиционное описание локализации — «в основании лингама (пениса)»).

Изображается в виде алого (рубинового, кроваво-красного) лотоса с шестью лепестками, в которые вписаны санскритские буквы ba, bha, ma, ya, ra, la IAST. В середине лотоса — белый полумесяц, символизирующий Варуну и стихию воды, а внутри него — биджа-мантра vaṃ верхом на белом крокодиле или макаре. Внутри vaṃ — Вишну вместе с богиней Чакини или Лакшми.

В «Вивека-мартанде» свадхиштхана описывается как огненная треугольная йони, сияющая подобно расплавленному золоту или молнии, и место пребывания праны.

Результатом медитации на свадхиштхане называется освобождение от всех недостатков (например, эгоизма), и болезней, получение всех сиддх, гармоничное движение вайю через все тело, знание разных шастр наизусть и всех наук, положение «владыки любви и обожания всех прекрасных богинь», а также уподобление Брахману.

Другие названия

  • В Тантрах: Адхистхана, Бхима, Шатпатра, Скаддалападма, Вари.
  • В Упанишадах: Медхрадхара («медхра» — «пенис»), «Джаламандала» («джала» — «вода»).
Манипура

Манипура-чакра с биджа-мантрой

санскр. मणिपूर, maṇipūra IAST: maṇi IAST — «драгоценность»; pūra IAST — «город». Чакра, расположенная на 3-4 пальца выше пупка.

Представляется в виде золотого (либо «цвета тяжелых дождевых облаков») лотоса с десятью лепестками. На лепестках начертаны санскритские буквы ḍa, ḍha, ṇa, ta, tha, da, dha, na, pa, pha IAST. В центре лотоса — треугольная область огня, сияющая, как восходящее солнце. Вне треугольника — три свастики, а в середине — биджа-мантра raṃ на баране или быке. Это место обитания трехглазого Рудры цвета киновари, кажущегося белым из-за пепла, которым он вымазан, а также 4-рукой Лакини-шакти.

Утверждается, что медитация на манипуре дарует знание строения тела, силу творить и разрушать, влияние на весь мир, власть над желаниями, разрушение скорбей и болезней, возможность входить в тело другого, обманывать смерть, создавать золото, открывать средства от болезней, видеть посвященных и находить скрытые сокровища, а также потала-сиддхи (постоянное счастье).

Другие названия

  • Набхи-чакра, набхиштхана («набхи» — «пупок»).
Анахата

санскр. अनाहत, anāhata IAST — «безударный», в значении «возникший не от соударения», то есть взаимодействия чего-либо). Чакра, расположенная в центре грудины. Полагается местом пребывания дживатмана.

Описывается в виде золотого (или глубокого кроваво-красного цвета) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами ka, kha, ga, gha, ṅa, ca, cha, ja, jha, ña, ṭa, ṭha IAST на них. Внутри лотоса — область воздуха, имеющая вид дымчатого шестиугольника, в нём — биджа-мантра yaṃ на чёрной антилопе (мантра — обитель Ишвары и жёлтой, как молния, Какини-Шакти, чье сердце «размягчено нектаром, который Она пьет»). В околоплоднике лотоса — шакти в форме треугольника, сверкающего, «как 10 миллионов молний». Внутри него — сияющий баналингам.

Считается, что медитация на анахату делает человека ясновидящим и яснослышащим, знающим прошлое и будущее, способным путешествовать по воздуху, бессмертным, «господином речи», необычайно привлекательным для женщин, превосходящим всех мудростью и благородством поступков, тем, чьи чувства полностью под контролем, а ум полностью поглощен осознанием Брахмана.

Другие названия

  • Хридая-чакра.
Вишуддха

санскр. विशुद्ध,viśuddha IAST — «очищенный», «незапятнанный». Чакра, локализуемая в области горла.

Изображается в виде дымчато-пурпурного (или сияющего золотого) 16-лепесткового лотоса с буквами a, ā, i, ī, u, ū, ṛ, ṝ, ḷ, ḷ, e, ai, o, au, ṃ, ḥ IAST. В основании лотоса — область эфира в форме круга, подобная полной луне. В ней — биджа-мантра haṃ верхом на белом слоне, а «на коленях» у неё (биджа-мантра мыслится как дэвата) — белоснежный Ардханаришвара, или Садашива, чье тело соединено с Парвати.

«Здесь — врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются.» Тот, кто «достиг полноты знания Атмана с помощью постоянной концентрации <…> на этом лотосе, становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушаемым покоем сознания». Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее, становится всеобщим благодетелем и долгожителем, свободным от страданий и недугов, «разрушителем бесконечных опасностей». Боги не способны противостоять ему.

Другие названия

  • Кантха-чакра («кантха» — «горло»).
Аджна (третий глаз)

Аджна-чакра

санскр. आज्ञा, Ājñā IAST — «приказ», «команда». Межбровная чакра, в которой сходятся три главные нади (сушумна, ида и пингала), обитель «тонкого проницательного ума (манаса)».

Эта чакра изображается в виде лотоса с двумя лепестками, на одном из которых — буква ha IAST, а на другом — kṣa IAST. Внутри лотоса — 6-ликая 6-рукая Шакти Хакини и белый треугольник с вершиной, обращенной вниз (символ йони). В нём — биджа-мантра oṃ, «сияющая подобно осенней луне». В околоплоднике лотоса — Шива в форме итаралингама, сверкающего «как цепь вспышек молний».

Говорится, что Бхагаван (господь Парамашива) пребывает и проявляет себя в аджне во всей полноте, как и в сахасраре, и что йогин может поместить здесь в момент смерти свою прану, а затем войти в высшее, вечное, нерожденное божественное первоначало — Пурушу.

Результатами медитации на аджну называются: способность по своей воле быстро достигать другого тела и стать наиболее выдающимся святым и мудрецом, всезнающим и всевидящим; обретение сверхъестественных и неведомых сил (в частности, сиддхи речи), положение творца, хранителя и разрушителя трех миров. «Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом аджна, тот сразу, без сопротивления разрушает все кармы своих прошлых жизней.»

Другие названия

  • Бхрумадхья
Сахасрара

санскр. सहस्रार,sahasrāra IAST — «тысяча лепестков». Чакра, связываемая с областью макушки, темени (традиционное название места локализации — брахмарандхра).

Представляется в виде светящегося белого лотоса с тысячей лепестков, «слегка окрашенных (розовым) светом восходящего солнца», внутри которого — полная луна, заключающая в себе треугольник, сверкающий как молния. На лепестках лотоса располагаются все буквы санскритского алфавита и слог Ом, Луна истекает амритой (нектаром бессмертия и блаженства), а треугольник таит в себе Великую Пустоту (Шунью), или Бинду — корень освобождения (из круговорота сансары).

Говорится, что здесь пребывает сущность и душа всего существующего, запредельная точка чистого сознания, называемая различными именами (Парамашива, Парамапуруша, Пракрити-Пуруша, Хари-Хара и т.д), здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, свобода от любых ограничений и перерождений — конечная цель йогина.

Сахасрару относят к трансцендентному, а не телесному плану, чем и объясняется тот факт, что авторы текстов обычно говорят о доктрине «шести» чакр.

«Тот, высший из людей, кто контролирует своё сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем, и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха , и речь его — проза или стихи — будет чиста и сладостна.»

Другие названия

  • Акаша-чакра.

Другие чакры

Некоторые источники упоминают и другие, «второстепенные» «лотосы»: талу-чакру (нёбную), бхру-чакру, манас-чакру и сома-чакру, которые помещаются возле аджны и др. Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.

Буддизм

В буддийской йоге и тантре обычно рассматриваются три (реже четыре) чакры — сердечная, горловая и теменная, — которые соотносятся соответственно с Дхармакаей, Самбхогакаей и Нирманакаей, а также с тремя телами Будды. В отличие от индуистских традиций, высшее состояние сознания связывается не с теменным, а с сердечным центром. «Дополнительная» четвёртая чакра именуется тайной. Местом её расположения предположительно является область у основания позвоночника.

В буддийской йоге считается, что активизация чакр может привести к получению последователем таких сверхспособностей (сиддхи), как левитация, невидимость и другие.

Иные школы и учения

Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определённые аналогии с некоторыми активными центрами (Занг-фу) в акупунктуре. В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека (латаиф). В каббале иногда с частями тела ассоциируют сфирот. В цигун энергетическими центрами являются даньтянь, в куксандо — танджоны.

Сравнительная таблица основных чакр

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 декабря 2015 года.

Чакры (1-7) 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я
Название основная,
корневая
сакральная,
крестцовая
солнечная сердечная гортанная лобная коронная,
теменная
Санскритское название муладхара свадхистхана манипура анахата вишуддха аджна (третий глаз) сахасрара
Число лепестков 4 6 10 12 16 2 больших по 48
(всего 96)
960 и венчик из 12
Понятие в санкрите «корень», «основа» «обитель», «жильё» «город сокровищ» «неударенный звук» «очищенный» «властный приказ» «неприкосновенное убежище»
Местонахождение в теле промежность (между анусом и гениталиями);
три самых нижних позвонка
впереди: два пальца ниже пупка;
сзади: на крестце
солнечное сплетение сердечное сплетение горло, каротиды меж бровей и основание затылка верх черепа (родничок; макушка)
Соответствующий элемент земля вода огонь воздух эфир и акаша свет мысль

> См. также

  • Сударшана-чакра — вращающийся огненный диск вокруг пальца бога индуизма Вишну.

Примечания

  1. The online Sanskrit dictionary. Проверено 10 сентября 2014.
  2. Йогататтва-упанишада, шлока 138
  3. 1 2 3 4 5 Авалон, 1994.
  4. Ферштайн, 2003, с. 592.
  5. Айенгар, 2002, p. 368.
  6. Ферштайн, 2003, с. 587.
  7. Йогататтва-упанишада, шлоки 137—138
  8. 1 2 Брахма-мандала-упанишаде, Брахмана IV
  9. Сафронов, 2012, с. 12.
  10. Hammer, 2001, p. 182.
  11. 1 2 3 4 Hammer, 2001, p. 184.
  12. 1 2 Hammer, 2001, p. 184—185.
  13. Глава 5. Садхана // Шива-самхита.
  14. 1 2 Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 149.
  15. Сиддха-сиддханта-паддхати, шлока 2.1
  16. Hammer, 2001, p. 185—186.
  17. Шивая Субрамуниясвами, 2001.
  18. Карл Густав Юнг. The Psyhology of Kundalini Yoga. Notes of the Seminar Given in 1932. — Princeton University Press.
  19. Hammer, 2001, p. 189.
  20. Hammer, 2001, p. 188—189.
  21. Hammer, 2001, p. 189—190, 192, 195.
  22. «Шива-самхита», шлока 5.56
  23. 1 2 Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 150.
  24. 1 2 «Вивека-мартанда», шлока 168
  25. Пурнананда, 1994, шлоки 9—10.
  26. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Элиаде, 2012.
  27. «Шива-самхита», шлоки 5.64-5.67
  28. 1 2 Пурнананда, 1994, шлока 18.
  29. 1 2 «Шива-самхита», шлока 5.75
  30. «Вивека-мартанда», шлока 22
  31. 1 2 «Вивека-мартанда», шлока 169
  32. Пурнананда, 1994, шлока 16.
  33. «Вивека-мартанда», шлоки 22,25
  34. «Шива-самхита», шлока 5.76
  35. «Шива-самхита», шлока 5.79
  36. Пурнананда, 1994, шлока 19.
  37. Пурнананда, 1994, шлоки 20,21.
  38. «Йога-сутры» Патанджали, шлока 3.29:» на пупочной чакре знание строения тела»
  39. Пурнананда, 1994, шлока 21.
  40. «Вивека-мартанда», шлока 170
  41. «Шива-самхита», шлоки 5.81 и 5.82
  42. Пурнананда, 1994, шлока 26.
  43. Пурнананда, 1994, шлока 24.
  44. «Шива-самхита», шлока 5.86
  45. «Вивека-мартанда», шлока 171
  46. Пурнананда, 1994, шлоки 26, 27.
  47. «Шива-самхита», шлока 5.90
  48. Пурнананда, 1994, шлоки 28,29.
  49. Пурнананда, 1994, шлока 30.
  50. 1 2 3 Пурнананда, 1994, шлока 31.
  51. Сиддха-сиддханта-паддхати, шлока 5
  52. Пурнананда, 1994, шлока 33.
  53. Пурнананда, 1994, шлока 32.
  54. «Шива-самхита», шлока 5.97
  55. Пурнананда, 1994, шлоки 32, 33.
  56. Пурнананда, 1994, шлока 37.
  57. Пурнананда, 1994, шлоки 37, 38.
  58. Пурнананда, 1994, шлока 39.
  59. Пурнананда, 1994, шлока 34.
  60. «Шива-самхита», шлока 5.111
  61. «Шива-самхита», шлока 5.103
  62. Пурнананда, 1994, шлоки 40—42.
  63. Пурнананда, 1994, шлока 42.
  64. Пурнананда, 1994, шлока 45.
  65. Сиддха-сиддханта-паддхати, шлока 8.
  66. Сиддха-сиддханта-паддхати, шлока 6.
  67. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 165.
  68. Yogi Matsyendranāth. Chapter 2. Metaphysics and Practice of Dvādaśānta // Dvādaśānta. — Мoscow: International Natha Yoga Center, 2015. — ISBN 9781311485014.
  69. Торчинов, 2002, с. 68.
  70. Торчинов, 2002, с. 69.

Литература

  • Авалон А. Центры или Лотосы. Чакры. Падмы // Змеиная сила = The Serpent Power. — Киев: Экслибрис, 1994. — 224 с.
  • Айенгар Б. К. С. Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика = Light on Pranayama: Pranayama Dipika. — М.: Институт Йоги Патанджали, 2002. — 5,000 экз. — ISBN 1-87261-006-8, 5-94071-001-8, 1-85538-242-3.
  • Лидбитер Ч. Чакры // Лидбитер Ч. Чакры. Пёрс Дж. Мистическая спираль. — М.: Золотой Век, 1997. — С. 5—107. — 298 с. — ISBN 5-900206-33-5.
  • Пурнананда. Шат-чакра-нирупана // Авалон А. Змеиная сила = The Serpent Power. — Киев: Экслибрис, 1994. — 224 с.
  • Сафронов А. Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 12. — ISBN 978-966-2079-46-3.
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Пер. и коммент. Йоги Матсьендранатха. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
  • Торчинов Е. А. Йога буддийская // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 67—72. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Ферштайн Г. Энциклопедия йоги = The Yoga Tradition. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 768 с. — 5,000 экз. — ISBN 5-8183-0397-7.
  • Чакра / Андросов В. П. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 396. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Шивая Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. — К.: София, 2001. — С. 800. — ISBN 5-220-00456-5, 5-344-00083-9.
  • Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода / пер. С. Пахомов. — К.: София, 2012. — ISBN 978-5-8291-1350-6.
  • Hammer O. Claiming knowledge: Strategies of epistemology from theosophy to the New Age. — Brill, 2001. — 547 p. — (Numens book series). — ISBN 90-04-13638-X.

Физиология йоги

Классические виды йоги

Другие виды йоги

Ступени раджа-йоги

Родственные темы

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4009303-7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *